История плетения из бисера
История плетения из бисера насчитывает не одно тысячелетие. Его родиной считают Египет, где задолго до нашей эры начали плести различные украшения из кристаллов непрозрачного стекла, проделывая в них отверстия. Получившиеся маленькие бусинки нанизывали на волос или твердую нить, пропитанную воском. Затем искусство плетения украшений из стекла переходит в Европу, где в эпоху расцвета Римской Империи оно совершенствуется: чем меньше величина бусинки, тем искуснее плетение, тем большую ценность имели изделия. Впрочем, искусство низания бусинок было известно с древнейших времен и в других странах. Например, на Руси украшения из бисера носили еще задолго до нашей эры.
Бисер популярен у многих народов Ближнего и Дальнего Востока, Америки, Индии, Африки, островов Тихого и Атлантического океанов. И у всех народов украшения различаются по функциям, орнаменту, использованию определенных цветов, их соединению, композиции, форме, названиям. Так, например, у народов Америки это так называемые вампумы (нитки с нанизанными на них раковинами), повествующие об определенных событиях в жизни индейца; у африканских племен — чале, содержащие информацию о социальном положении человека, носящего их.
У народов Европы бисерные украшения различаются не только по функции, но и по способу плетения. У украинцевбисерное ожерелье называется герданой или сылянкой. У белорусов это же украшение именуется горлянкой и пляцен-кой, а у русских это — гайтаны, цепочки и ожерелки.
Носили их тоже по-разному: одно или несколько украшений, в праздничные дни или в будни, при рождении или после смерти — во время обряжания покойного. У многих народов разные бисерные украшения носили в зависимости от возраста: в младенчестве — одни, в молодости — другие, в зрелые годы — третьи. А у народов островов Тихого океана бисерные украшения даже служили эквивалентом денег.
С XIV века в православной церкви, а позже и в католической, стали украшать предметы богослужения бисером. А с XV века бисерная вышивка стала использоваться для украшения нарядов и предметов быта в аристократических кругах.
Практически в это же время русские мастерицы начали включать венецианский и богемский бисер в вышивку золотом, используя драгоценные камни и речной жемчуг, который был очень широко распространен на Руси. Даже зажиточные крестьянки делали себе бисерные и жемчужные кокошники, при этом техника низания зависела исключительно от фантазии и прихотей самой мастерицы. Иногда украшения ткали на специальном станке — при этом количество нитей доходило до 30. В зависимости от настроения, социального положения (хорошие сорта бисера стоили весьма дорого) искусницы создавали красочные узоры, которые соединяли в себе геометрические орнаменты, изображения растений, и животных. Из-под их рук выходили самые разнообразные украшения: серьги, браслеты, перстни, бусы, ожерелья, пояса, косники и косоплеты (бисерные ленты, вплетаемые в косы).
История плетения из бисера.А между тем подлинного расцвета искусство бисеро-плетения на Руси достигло к лишь концу XIX века. Его развитие, как и многое другое, было приостановлено татаро-монгольским нашествием. Стараясь насадить свои традиции, монголы разрушали культурные центры русичей. Нетронутыми остались только северные земли и Новгородские. Именноздесь сохранились небольшие островки рукоделия: вязание крючком и на спицах, мозаика на воске, плетение кружев, низание и, конечно же, вышивка.
Особенно популярными в середине прошлого века были ажурные бисерные воротнички. В различных губерниях их называли по-разному: подгорлок, сетка, ошейник (сейчас это слово приобрело, конечно, совершенно иной смысл). Появились они из-за консервативных взглядов на одежду: на рубахах по европейской моде начали делать глубокий вырез, а открывшуюся часть шеи и груди нужно было чем-то прикрыть. Для этого стали плести что-то вроде сетки из мелкого бисера и жемчуга с подвесками разной длины. Делался он таким же узором, как и налобник, который крепился к головному убору и спускался иногда даже ниже бровей. А сзади кокошник украшался позатыленем — бисерной сеткой в форме прямоугольника с разноцветным орнаментом.
Вышивкой из бисера украшали и предметы домашнего обихода: кошельки, сумочки, скаиерти, подушки, мужскую одежду (пояса, подтяжки), женские костюмы. XIX век был золотым веком русского бисера.
В XX веке бисер в основном используется только для украшения женских туалетов. Интерес к бисеру и изделиям из него вспыхивает вновь с появлением культуры хиппи, (подробнее об этом - в следующем разделе).
В наши дни искусство плетения, тканья, низания из бисера возрождается в мастерских художников, современные модельеры используют бисер и стеклярус для украшения одежды и аксессуаров.
Добавлено (2008-08-05, 11:57 Pm)
---------------------------------------------
Добавлено (2008-08-21, 11:52 Am)
---------------------------------------------